Несмотря на то, что
тремоло является одним из наиболее интересных и важных приёмов игры на гитаре, его изучение, как правило, начинается в музыкальном училище и лишь изредка в старших классах музыкальной школы. В целом, это происходит по следующим причинам. Во-первых, очень мало простого и доступного репертуара, при помощи которого можно было бы постепенно сформировать данный вид техники в музыкальной школе (такие пьесы как, например, «Воспоминание об Альгамбре» Ф. Тарреги или «Грёзы» А. Иванова-Крамского требуют уже достаточно высокого уровня исполнительского мастерства). Во-вторых, педагоги ДМШ, ДШИ и музыкальных студий, очень часто «обходят стороной» этот приём игры, считая его слишком сложным для первого звена обучения, поскольку не имеют методики последовательного освоения
тремоло.
В представленном учебно-методическом пособии собран авторский музыкальный материал, который составлен с учётом постепенного роста сложности (2-5 класс и далее). На основе этого материала учащиеся могут осваивать приём тремоло постепенно со второго класса, начиная с небольших и доступных произведений (Этюд «Ожидание» и пьеса «Утрата»). Особое значение имеет наличие в работе методики освоения данного вида техники, в которой предлагается разделение процесса обучения на три этапа соответствующих уровням сложности (начальный, средний, высокий). Методические рекомендации пособия могут быть использованы при освоении приёма тремоло не только на начальном, но и на среднем уровне музыкального образования. Тем более что сложность некоторых произведений («Дневной сон», «Впечатлённый любовью», этюд «Нашествие») выходит за рамки музыкальной школы.
Опираясь на опыт работы с учениками, можно сказать, что, как правило, процесс формирования техники тремоло у учащихся, занимает 1,5-2 года. Начав работу над этим приёмом на втором или третьем году обучения, ученик будет иметь возможность подготовить достаточно сложную пьесу на тремоло в 4-5 классах. Под сформированной техникой данного приёма игры следует понимать развитость беглости (восьмая =120-160 или четвертная = 60-80 ударов метронома при игре тридцатьвторыми) и ровности чередования пальцев во взаимосвязи со слуховыми ощущениями, которые контролируют выполнение конкретной художественной задачи. Кроме того, тремоло можно считать отработанным, если гитарист может довольно легко играть его в течение 4-5 минут. Развитие данного вида техники рекомендуется отслеживать при фиксировании результатов по метроному.
Одной из главных задач является отработка нужного баланса голосов, при котором мелодическая линия верхнего голоса звучала бы ярче, чем партия аккомпанемента. Добиваясь нужного результата, необходимо также следить за интонированием каждого голоса одновременно. Нельзя забывать и о том, что пьесы на тремоло могут звучать гораздо интереснее, когда исполнитель умело, пользуется агогикой (ускорение и замедление темпа внутри фразы).
Следует также отметить, что учащиеся с развитой моторикой могут добиться высокого уровня беглости за 2-3 месяца занятий, но не редко их игра выглядит «грязной» и неровной. Чтобы избежать этого, рекомендуется при активном слуховом контроле планомерно осваивать беглость, ровность и качество исполнения тремоло. Нужно также помнить и о том, что в процессе игры в руках возникает усталость, а внимание ослабевает, и поэтому надо чаще делать перерывы для отдыха. Данный подход к занятиям обязательно внесёт определённый порядок в работу над тремоло и повысит её результативность.
Мастерское исполнение пьес на тремоло всегда доставляет огромное удовольствие, как исполнителям, так и слушателям. Желаю Вам, уважаемые гитаристы, трудолюбия, терпения и любви к занятиям на гитаре, на пути освоения этого прекрасного и необыкновенного приёма игры.
Автор выражает большую благодарность Успенскому Кириллу Олеговичу,
старшему преподавателю кафедры народных инструментов
Белорусского государственного педагогического
университета им. М. Танка
за помощь в редактировании теоретической части