ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГУСТИНА БАРРИОСА В КОНТЕКСТЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ларченко Радослава-Мария,
Успенский К.О.
 

Агустин Барриос (1885–1944) – выдающийся парагвайский гитарист и композитор, чье творчество является одной из самых значительных вех в мировом гитарном искусстве. Его музыка входит в концертный репертуар практически каждого исполнителя на классической гитаре. 

При всей уникальности творческого гения Барриоса, следует, однако, отметить тот особый культурный контекст, в который он был вписан. Это контекст латиноамериканской музыки. Латиноамериканская музыка – это обобщенное наименование различных музыкальных жанров и стилей государств Латинской Америки, основу которых составляют три компонента: испано–португальская, индейская и африканская музыкальные культуры.

Коренное население этого региона – индейцы – к приходу испанских и португальских завоевателей в XVI веке уже имело весьма развитые и самобытные формы музыкальной жизни. Бытовые и ритуальные песни и танцы, а также сольная и ансамблевая инструментальная музыка различных местных племен и народностей отличались большим разнообразием и самобытностью. С завоеванием и колонизацией европейцами обширных территорий Латинской Америки местное население постепенно обращалось в католицизм. В соборах индейцы вступали в контакт с христианской культурой, органной и хоровой музыкой и латинским языком религиозных служб. Испано-португальская бытовая музыка XVI–XIX веков, музыка католических богослужений и народная музыка в этих странах долгое время развивались параллельно. Но позднее испанцы и португальцы, колонизировавшие новые земли и вступившие в контакт с местным населением, создали в Латинской Америке новый тип смешанной культуры, получившей название «креольской». Эта смесь местных и европейских традиций стала преобладающей в творчестве большинства композиторов латиноамериканских стран.

Еще одним важным элементом музыкальной культуры Латинской Америки (особенно Кубы и Бразилии) стал африканский фольклор. Он в большой степени повлиял на мелодическую и ритмическую сторону музыки, добавив в музыкальную ткань национальных песен и танцев динамизм и экспрессию.

Определенным своеобразием отличалась и музыкальная культура Парагвая. По свидетельству авторов первых хроник и миссионеров, музыка занимала большое место в жизни основного коренного населения страны – индейцев племени гуарани и других, более мелких парагвайских племен. Танцы и песни были тесно связаны со всей их жизнью. Танцы гуарани – круговые (основу их составлял круг с солистом в центре), всегда сопровождались пением и игрой на музыкальных инструментах. Пение гуарани и других парагвайских индейцев было одноголосным (в т. ч. пение хором в унисон), мелодии (вокальные и инструментальные) базировались на пентатонных звукорядах. Испанские миссионеры положили начало проникновению в индейскую культуру европейской музыки и музыкальных инструментов. Креольская музыка Парагвая сохраняла четко выраженную европейскую основу в мелосе, ладово-гармоническом строе, метроритмике. Индейское начало проявлялось преимущественно в песенных текстах. Главными сольными и аккомпанирующими инструментами в парагвайской музыкальной традиции стали гитара и арфа. Они же послужили базой широко распространенных в народном музыкальном быту небольших инструментальных ансамблей, исполнявших фольклорную и популярную авторскую музыку.

В этой особой музыкально-культурной среде родился и вырос Агустин Пио Барриос-Мангоре. Имя парагвайского гитариста и композитора прочно вошло в историю гитарной музыки не только Парагвая, но и Аргентины, Бразилии, Чили, Уругвая, Мексики и Сальвадора. С ранних лет он начал играть на гитаре. Агустин был очень одаренным ребенком: помимо выдающихся успехов в гитарном исполнительстве, он прекрасно рисовал, обладал удивительными математическими способностями и литературным талантом. Окончив Национальный колледж в Асунсьоне, он покидает Парагвай, живя и гастролируя во многих странах Южной Америки. 

Он стал первым гитаристом, начавшим записываться еще с 1910 г. в музыкальных студиях. В этих, к счастью, сохранившихся записях Барриос демонстрирует себя как великолепный интерпретатор не только собственных произведений, но и серьезной классической музыки. Как исполнитель, он практически расширил возможности исполнительской техники на гитаре. В 1934 г. Барриос отправляется на гастроли в Европу, выступая в Испании, Германии, Бельгии, став первым гитаристом (как исполнителем, так и композитором) Нового Света, получившим мировое признание.

Однако Барриос не ограничивался рамками больших концертных залов. Его выступления проходили и в самых глухих местах Латинской Америки, где классическая гитара до его приезда была вообще никому неизвестна. В программу он включал как свои собственные оригинальные произведения, так и классические пьесы, добавляя к этому и популярную музыку. Имея индейские корни, Барриос к тому же рос в местности, которая исторически и культурно находилась под глубоким влиянием древних народных обычаев индейцев гуарани. Здесь широко использовался их язык, сохранились и процветали уникальные обычаи. Многие произведения Барриоса основаны на образах, берущих начало от ритуалов и легенд гуарани. Не удивительно поэтому, что в течение несколько лет Барриос выступал перед публикой в стиле, отличном от традиционного концертного смокинга и фрака. Он использовал национальные индейские костюмы в сочетании с перьями и украшениями и объявлял себя в афишах как «Вождь Нитсуга Мангоре – Паганини гитары из джунглей Парагвая» («Нитсуга» – обратное прочтение слова «Агустин», а «Мангоре» – имя легендарного вождя индейцев гуарани). Такая неординарная сценическая форма была предназначена для того, чтобы привлечь больше публики и создать непринужденную обстановку.

Музыка, созданная парагвайским композитором, характеризуется одним общим стилем. В границах этого стиля можно различить три основные категории:
 - пьесы в стиле «салонной» музыки;
 - пьесы, основанные на латиноамериканских фольклорных темах, образах и интонациях;
 - романтические произведения, созданные в духе и формах классической европейской музыкальной традиции.

Музыка Барриоса во многом развила технику игры на классической гитаре и вывела ее на более высокий уровень. Так, например, он задействовал все 19 (и даже 20) ладов, чего до него не делал никто. А его несколько специфических этюдов особым образом развивают технику тремоло, при этом использование среднего и басового звучания в этом особом приеме игры у Барриоса очень полифонично. Игра большим пальцем – это не просто гармонический аккомпанемент к мелодии тремоло, но почти всегда контрапункт с превосходным ощущением каждой струны.

Агустина Барриоса порой называют «Шопеном гитары». Подобно Шопену, Барриос всю жизнь сочинял исключительно для одного инструмента – гитары, достигнув в этой области больших высот. Многие произведения гитариста представляют собой не только большую художественноэстетическую ценность, но также и являются достаточно сложными для исполнителя в техническом отношении. Поэтому музыка Барриоса звучит и в концертных залах, и в рамках фестивальных программ, и в виде обязательных произведений в ряде международных гитарных конкурсов.

Если гитариста-виртуоза в Агустине Барриосе публика признавала всегда и везде, то в качестве выдающегося композитора он был признан мировым гитарным сообществом лишь спустя несколько десятилетий после смерти. Именно столько времени понадобилось, чтобы в полной мере оценить его вклад в гитарное искусство. Его творческое наследие являет миру множество произведений, как в рукописях, так и в аудиозаписях. Почти все они
справедливо признаны подлинными шедеврами гитарного искусства. 


Список использованных источников
1. Иванов, П. А. Парагвайская музыка / П. А. Иванов // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш – М., 1978. – Т. 4. – С. 173–176.
2. Рехин, И. В. Композиторы и гитаристы Латинской Америки / И. В. Рехин // Гитаристъ. – 2002. – № 1. – С. 28–35.
3. Тавровский, В. В. Агустин Барриос [Электронный ресурс] / В. В. Тавровский, В. С. Тавровский // «Гитаристы и композиторы»: иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://abc-guitars.com/pages/barrios.htm. – Дата доступа: 25.11.2013.  


Статья опубликована в следующем электронном издании:
Эстэтычная адукацыя: традыцыі і сучаснасць : матэрыялы II міжфак. студ. навук.-практ. канф., Мінск, 12 снеж. 2013 г. / Бел. дзярж. пед. ун-т імя М. Танка ; рэдкал.: Т. С. Багданава, Т. В. Сярнова, У. А. Васілевіч і інш. – Мінск : БДПУ, 2014. – 1 электрон. апт. дыск (CD-ROM).

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович