Игорь Шошин. Гитара по нотам. От автора.

Для написания этой школы меня подтолкнул большой опыт преподавания в музыкальной школе и музыкальном колледже. И везде есть одна проблема – плохая читка нот с листа у многих гитаристов, особенно на начальном периоде обучения. Проблема не столько в способностях и особенности грифа гитары, на котором, можно извлечь одну и ту же ноту в разных местах, сколько в отсутствии занятий и методики на эту тему. Если посмотреть на раннее обучение на скрипке (так-же, имеющей гриф, как и гитара), мы заметим, что оно начинается раньше гитарного обучения. Целый год, маленькие скрипачи изучают звукоизвлечение, постановку, нотную грамоту и чтение нот. И после этого в большинстве они читают ноты хорошо. У гитаристов же с первого урока идет нацеленность на академический концерт через 3-4 месяца. Естественно, педагогу легче и быстрее показать на грифе, а ученику запомнить, чем разобраться в нотах. Ноты стоят, не как книга с информацией, а как вспомогательный инструмент, куда иногда заглядывают. Легче посмотреть на гриф гитары учителя. И так, пропустив вначале знакомство с нотной грамотой и читкой с листа, гитарист имеет эту проблему ещё очень долго. Естественно, он тормозится в своём развитии. В результате получается гитарист, который может исполнять даже сложные произведения, но не сможет разобрать их самостоятельно… Можно, представить, какое было бы образование в общеобразовательной школе, если бы ученики получали бы всю информацию не из книг, а только со слов учителя.

 Конечно, бывают и исключения, когда педагоги обращают внимание на нотную грамоту и их ученики хорошо читают ноты.

В конце 90-х на фестивале в Чехии в городе Брно, я спросил у чешских педагогов, с какими проблемами они сталкиваются. «Проблема одна – никто не учит наизусть. Все играют по нотам» - был их ответ. Для меня это был шокирующий ответ. Я понял, нет проблем в обучении чтению нот на гитаре. Необходим новый подход. И ту же я столкнулся с проблемой. В различных сборниках, нацеленных на обучение чтению нот, репертуар был отобран не равномерно. Очень трудно подобрать пьесы с постепенным усложнением нотного материала. Одна пьеса хороша, а следующая значительно труднее…

 Необходим был метод: «от простого, постепенно, к сложному». Я решил создать такой метод.

 Я сочинил 80 миниатюр, по 5 на каждый звук гитары. В школе в игровой форме гитарист учится читать ноты, а педагог помогает ему, играя аккорды. Получается дуэт ученика и учителя. Особенно это полезно на начальной стадии обучения, когда ученик впервые получает радость от совместного творчества. Обучение начинается не с гаммы, а с открытых струн, что для гитары логично и позволяет обучать детей более раннего возраста, так как им довольно долго не надо прижимать струны. В этот период дети с лёгкостью осваивают довольно сложные ритмические рисунки. Каждая из восьмидесяти оригинальных миниатюр имеет аккордовую партию. Аппликатура аккордов выписана над нотным станом. Благодаря этому педагоги могут брать аккорды в том расположении, в котором я его и задумал. Это позволяет педагогу играть вместе с учеником в дуэте и помогает поддерживать ровный ритм. Длительности нот подписаны счётом «1и-2и-3и-4и». Ученики довольно легко осваивают ритмические рисунки на более простых пьесах школы. Эта школа будет полезна, как начинающим гитаристам, так и тем, которые уже умеют играть и хотят повысить своё мастерство. Использовать школу можно в сочетании с обычными методами обучения (10 -15 минут урока). Этот метод производит большой эффект на родителей, когда в конце первого урока ученик играет с учителем по нотам. Это говорит об уровне педагога.

 Этот метод обучения, я разрабатывал два года и ещё год проверял с учениками. Только после этого я издал эту школу.

Для домашней работы ученика и облегчения занятий в классе, я записал сд с аккордами и счетом. Игра под фонограмму, дисциплинирует ученика играть в определенном темпе и ритме.

У меня есть ученики, которые, после первого года обучения приносили мне на урок новые сборники, самостоятельно выбрав и исполнив по нотам, понравившиеся пьесы. Тогда, я понял, что метод работает. И не важно, будут ли они в дальнейшем профессиональными гитаристами, но желание поиграть что-то новое останется. Их будут интересовать новые ноты для гитары. Потому что, они умеют читать! Они могут участвовать в гитарных оркестрах и ансамблях. Перед ними открывается возможность, сочинять и записывать свои произведения по нотам.

 На Международном конкурсе «Селезская гитарная осень» в польском городе Тыхи, где я был членом жюри, гитаристы и педагоги с разных стран проявили большой интерес к моему методу и отметили его оригинальность. В дальнейшем планируется перевод школы на английский и польский язык.

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович