ПЯТЬ ВЕКОВ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ

Именно так назывался цикл интереснейших культурных мероприятий, проходивших в течение прошлого учебного года в стенах музыкально-педагогического факультета Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Это были не просто концерты – слушателям были предложены своеобразные лекции по истории гитарного искусства, поданные, однако, не в сухой академической форме, а в качестве основного смыслового и логического каркаса, на который были нанизаны звучавшие в живом, реальном исполнении шедевры музыки для гитары. Инициатором этих замечательных встреч, а также лектором-ведущим стал преподаватель данного факультета по классу гитары Кирилл Успенский.

Отрадно, что постепенно гитара завоевывает все новые ниши в образовательном пространстве нашей республики. И вот к существующим уже довольно долгое время классам гитары в академии музыки и в университете культуры буквально два года назад прибавился еще один вузовский класс – в педагогическом университете. Желая представить этот прекрасный инструмент с богатой, простирающейся в глубь веков историей и познакомить со значительным, разнообразным репертуаром прежде всего преподавателей и студентов факультета, К. Успенский и решил провести данный цикл именно в синтетической форме концертов-лекций. Благо, исполнителей для «озвучивания» словесного текста хватало. Ведь наряду с несколькими студентами еще совсем молодого класса педуниверситета, Успенский, будучи также преподавателем академии музыки, привлек также своих студентов-«академиков». Собственно, именно они и задали основной тон в музыкальном аспекте этих мероприятий.

Цикл встреч, проходивших почти ежемесячно, был разделен на несколько основных блоков. Сначала гитарное искусство рассматривалось во временном, историческом аспекте. Так первая лекция, наряду с общим обзором, оказалась посвящена музыке для гитары (а также виуэлы и лютни, как близкородственных гитаре струнно-щипковых инструментов) XVI–XVII веков, где прозвучали пьесы Дж. Дауленда, А. Мударры, Л. Нарваеса, Р. де Визе, Г. Санза и др. Во втором концерте-лекции слушатели познакомились с лютневой музыкой И. С. Баха и Л. Вайса, а также с переложениями для гитары произведений Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти, чье творчество принадлежало эпохе барокко XVIII века. На третьей встрече, посвященной оригинальной гитарной музыке XIX века, были представлены сочинения М. Джулиани, Ф. Сора, Л. Леньяни, Н. Коста. Таким образом, в течение первого полугодия постоянные посетители этих вечеров, среди которых было и немало «посторонних» слушателей, смогли прослушать значительное количество музыки, созданной композиторами, жившими и творившими до грандиозного расцвета гитарного искусства, произошедшего в XX столетии.

Даже очень краткое знакомство с музыкой, написанной для гитары в XX веке, конечно же, не могло уместиться в одной встрече. И поэтому эта тема была тематически разделена по географическому принципу. В марте состоялся концерт-лекция, которая растянулась более чем на два часа – настолько непростой оказалась попытка представить цельно и в то же время разнообразно музыку Латинской и Северной Америки. Ведь каждая конкретная музыкальная культура этого региона, при всей общности со своими соседями, обладает особым, неповторимым колоритом. Как же не включить в программу пьесы классика бразильской музыки Э. Вила Лобоса или мексиканской – М. Понсе? А разве возможен разговор о латиноамериканской музыке без романтических композиций парагвайца А. Барриоса или темпераментных аргентинских танго А. Пьяццоллы? Ну а какая латиноамериканская гитарная музыка XX века без великолепных произведений нашего современника, великого кубинца Л. Брауэра? Ему, кстати, была посвящена существенная часть концерта.

И именно в честь 65-летия маэстро через несколько дней в Доме дружбы и культурных связей с зарубежными странами при поддержке Посольства Республики Куба был организован музыкальный вечер с приглашением ряда важных гостей, на котором К. Успенским был лаконично и по существу представлен творческий путь и характерные особенности музыки Лео Брауэра, а также исполнены несколько его произведений. Пожалуй, самой необычной и очень колоритной пьесой, прозвучавшей на вечере был «Кубинский пейзаж с дождем» для квартета гитар. Поразительно, но в момент ее исполнения на улице, за окнами зала действительно шел дождь! Как будто сама природа, по закону магической синхронной связи, резонируя, ответила музыкантам своей собственной музыкой дождя. Однако самый неожиданный и поистине царский подарок как для гостей, так, собственно, и для самих участников концерта, был припасен на завершение этой встречи. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Республике Беларусь господин Карбальо зачитал краткое послание самого Лео Брауэра (!), в котором маэстро (будучи информирован об этом вечере в его честь через посольские каналы) приветствовал собравшихся на этой встрече и, сожалея о невозможности присутствовать лично, заверил в том, что душой он в тот момент со всеми вместе.

Продолжение цикла концертов-лекций на музыкально-педагогическом факультете БГПУ было посвящено гитарной музыке XX века композиторов Западной Европы. В беседе были затронуты музыкальные культуры Испании, Италии, Франции и Англии, и исполнены, соответственно, пьесы Ф. Морено-Торробы, М. де Фальи, К. Доменикони, Р. Дьенса, У. Уолтона. А заключительная тематическая встреча цикла ввела слушателей в мир музыки славянских стран XX–XXI веков. В основном, конечно, разговор шел о русском и белорусском гитарном искусстве. Для большинства пришедших на концерт это была первая встреча с сочинениями Н. Кошкина, С. Руднева, И. Рехина, а также наших соотечественников Г. Гореловой, В. Живалевского, Е. Гридюшко. Правда, самым, пожалуй, неожиданным и поистине интересным фрагментом той встречи оказалось собственное композиторское творчество самих исполнителей-студентов – Е. Дзыгуна, К. Немеры, Р. Ташпулодова, М. Цехановича, представивших свои небольшие пьесы для гитары. Хочется надеяться, что эти первые опыты будут иметь активное продолжение, и белорусская гитарная музыка обогатится целым рядом имен талантливых авторов!

Таким образом, в течение семи встреч Кириллом Успенским были (конечно же, очень кратко) представлены пять веков истории гитарного искусства (начиная с самых ранних дошедших до нас образцов), очерчены ключевые этапы его развития, обрисованы творческие достижения важнейших его представителей. Однако кроме замечательно выстроенного устного текста лектора, который сумел ярко и доходчиво донести до присутствовавших всю эту информацию, звучала живая гитара, передавая дух всех тех эпох, через которые прошло ее развитие. Конечно, не всегда качество исполнения музыки было безупречным, что, собственно, неудивительно, ибо студенты пока еще находятся на этапе становления своего профессионального мастерства. Однако у каждого молодого музыканта, а это, кроме вышеупомянутых, – Ю. Меркулов, Д. Дубровская, А. Петрова, М. Романченко, были удачные и интересные в плане интерпретации выступления. Кроме постоянных участников концертов – студентов Успенского, следует также особо отметить и других, приглашавшихся периодически музыкантов – студента академии музыки Д. Борисюка, виолончелиста В. Судьина, игра которых привнесла важный компонент в эти встречи.

Трудно сказать, повторится ли данный цикл концертов-лекций, состоявшийся, кстати, в этот раз впервые в Беларуси; однако, хочется надеяться, что дальнейшее продолжение, в той или иной форме, ожидает нас в скором будущем. И хочется верить, что подобные культурно-просветительские встречи на ниве гитарного искусства будут всегда иметь своего благодарного слушателя.

Татьяна Асташонок

Опубликовано в музыкальном альманахе «Беларуская гітара», Вып. 7 (2004 г.), С. 5.


Биография Кирилла Успенского

Статья «Белорусская гитарная школа: актуальное состояние и основные тенденции развития» (Авторы: К.О. Успенский, М.Л. Цеханович)

Обсуждение творчества Кирилла Успенского на форуме

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович