Урок для Ирины

Здравствуйте, Ирина!
Я посмотрел ваше видео. Видно, что вы уже кое-что умеете, уверен, если вы будете продолжать работать над собой, вы сможете достичь отличных результатов в гитаре.
Что я мог бы вам порекомендовать сейчас в первую очередь, это для начала, ещё раз тщательно проработать базовые понятия игры на гитаре:
  • посадка и постановка рук
  • правильное звукоизвлечение
Правильная посадка и постановка рук - основа, но которой строится система игры на классической гитаре. Правильное звукоизвлечение - так же, важнейший компонент в игре на гитаре, который, в наибольшей степени, определяет качество звука. А что такое звук для музыканта - это все. Другими словами, звук должен быть красивым, громким - это достигается за счет правильного звукоизвлечения. Так же и исполнитель должен сидеть красиво, свободно, устойчиво - это относится к посадке и постановке рук.

Посадка

Один из главных принципов правильной посадки гитариста - гитара должна находится в максимально устойчивом положении. Устойчивое положение гитары значительно улучшает "чувство инструмента". Кроме того, играя на гитаре, человек длительное время находится в фиксированном положении, поэтому очень важно сидеть свободно, без напряжения и сохранять правильную осанку.
Садится следует на краешек стула (ил. 2), не стоит заниматься, сидя на диване или кресле. Левая нога выносится вперед и ставится на подставку (ил. 4), правая нога выносится по диагонали вправо. Гитара кладется выемкой на левое бедро а нижней частью корпуса упирается в правую ногу. Головка грифа находится приблизительно на уровне глаз (ил. 1).
Разобраться с ключевыми моментами правильной посадки вам поможет модель "опорных точек", согласно которой, существует 4 точки соприкосновения гитары с телом ("опорные точки"):
  • Бедро левой ноги.
  • Внутренняя часть бедра правой ноги.
  • Грудная клетка.
  • Предплечье правой руки.
Эти точки отмечены на иллюстрациях соответствующими цифрами. (Иллюстрации можно увеличить щелкнув по ним мышкой.)
Уроки гитары. Посадка гитариста. Ракурс 1.
Ил. 1
Уроки гитары. Посадка гитариста. Ракурс 2.
Ил. 2
Уроки гитары. Посадка гитариста. Ракурс 2.
Ил. 3
Уроки гитары. Посадка гитариста. Ракурс 2.
Ил. 4

Постановка рук

Что касается постановки рук, здесь тоже есть несколько правил, основное из которых - округлость запястий (это касается обеих рук).

Правая рука

  • Запястье правой руки должно быть немножко округлено и ни в коем случае не наоборот, прогнуто вовнутрь (в этом случае запястье, как бы, ложится на струны или верхнюю деку, что категорически неприемлемо).
  • Большой палец правой руки, при игре одноголосия (и не только) лучше всего ставить на нижние струны, для максимальной устойчивости правой руки (об этом более подробнее далее в разделе "звукоизвлечение").
Уроки гитары. Постановка рук. Правая рука.
Ил. 5

Левая рука

  • Запястье округлено и вынесено вперед.
  • Пальцы прижимают лады подушечками "сверху".
  • Большой палец не должен выглядывать из-за грифа.
Уроки гитары. Постановка рук. Левая рука.
Ил. 6

Упражнение "карандаш"

Для того что бы разобраться в том как правильно ставить левую руку вам поможет упражнение "карандаш". Попробуйте взять левой рукой карандаш, прижимая его с одной стороны подушечками 4-х пальцев, с другой - большим (как будто вы ставите пальцы на лады). Это очень хорошее упражнение, оно замечательно иллюстрирует как должны стоять пальцы левой руки на грифе гитары и как большой палей должен располагаться по отношению к остальным.
Уроки гитары. Постановка рук. Упражнение карандаш 1.
Ил. 7
Уроки гитары. Постановка рук. Упражнение карандаш 2.
Ил. 8

Звукозвлечение

Теперь, давайте перейдем непосредственно к практике, т.е. игре. Все что вы сейчас знаете - это очень хорошо, все это пригодится. Но сейчас мы, как бы, начнем с самого начала.
1) Правильно сядем, проверим положение гитары.
2) Попробуем поиграть открытые струны правой рукой, но сделать это, соблюдая определенные правила:
  • Правильное звукоизвлечение: палец, совершив щипок, проходит дальше, по своей естественной траектории движения и останавливается на следующей струне. Такой способ звукоизвлечения называется "апояндо" или "игра с опорой". (Есть 2 основных способа звукоизвлечения: "апояндо" и "тирандо" ( "с опорой" и "без опоры"). Для начала, мы будем играть все "с опорой": упражнения, гамму, небольшие одноголосные произведения.)
  • Большой палец, при игре с опорой, все время располагается на струне, через одну от той которую мы играем. (Пример: играем на 1-й струне - большой палей ставим на 3-ю, играем на 2-й струне - большой палей ставим на 4-ю и т.д.)
  • Правая рука. Никогда не играем 2 ноты подряд одним и тем же пальцем(!!!) - чередуем пальцы. Для начала, играем только двумя пальцами: i и m (указательный, средний).
Открытые струны, апояндо (с опорой).

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Get Adobe Flash player

Скачать видео (AVI, 3.44 MB)
Итак, приступаем к работе. Играем "с опорой" открытые струны, чередуем пальцы(!!!). Тренируемся, сначала медленно, потом чуть быстрее. Проверяем посадку. Переходим со струны на струну: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я. Не забываем переносить большой палец что бы он всегда располагался через 1 струну от той, на которой мы играем(!). Дошли до 4-й струны - все, пока достаточно.
Теперь подключаем левую руку. Попробуем прижать какой-нибудь лад. Следим за округлостью запястья, что бы большой палец не выглядывал из-за грифа (вспоминаем упражнение "карандаш").
(?)
Кстати, что такое "лад"? Этот вопрос относится к теме "строение гитары" и изучается на первом уроке в качестве ознакомления :-) Вполне возможно, что у некоторых начинающих гитаристов понятие "лад" ассоциируется с прямоугольным пространством на грифе между железными планочками, хотя на самом деле лады - это и есть железные планочки :-)

Прижать такой то-лад - это значит прижать струну на грифе между данным ладом и предыдущим (или между порожком и 1-м ладом, если мы прижимаем 1-й лад). В результате происходит, как бы, укорачивание струны, за счет чего увеличивается частота колебаний и звук становится более высоким.
(!)
Считается правильным, прижимая какой-нибудь лад, ставить палец не в центре между ладами а ближе к самому ладу, это требует меньше усилий, что особенно актуально при обучении детей.
Итак, пробуем прижимать и играть ноты на разных ладах, не забывая чередовать пальцы правой руки. Все время помня про правильную посадку и постановку рук. Проходим подряд все лады. Левая рука: 1,2,3,4 палец 1,2,3,4 палец. Поднимаемся до 12 лада и возвращаемся назад.
Хроматическая гамма на 1-й струне, апояндо.

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Get Adobe Flash player

Скачать видео (AVI, 3.99 MB)
Гамма до-мажор 1-й октавы, апояндо.

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Get Adobe Flash player

Скачать видео (AVI, 2.94 MB)
Вот, пожалуй и все для первого раза. Возможно, играть хроматическую гамму и следить за постановкой рук это не так захватывающе для начинающего гитариста, хочется поскорее приступить к игре чего-нибудь "интересненького", но это - основа, без которой невозможно двигаться дальше и изучать интересные и сложные произведения.

Домашнее задание

Теоретическое:
  • повторить названия пальцев обоих рук
  • на всякий случай, повторить названия частей гитары (строение гитары)
  • выучить правила посадки и постановки рук
Практическое:
  • играть открытые струны "с опорой"
  • играть с опорой ноты на ладах с 1-го по 12 на 1-й, 2-й, 3-й струнах (играть подряд ноты с 1 по 12 лад, потом возвращаться назад с 12 по 1)
  • на сайте есть аппликатура гаммы до мажор 1-й октавы - ссылка. Играть гамму до мажор, соблюдая все правила, оговоренные в этом уроке.
  • прислать видео-отчет, как-то :-)

P.S.

Инвентарь

Да, что касается инвентаря, который нам понадобится для работы (кроме самой гитары, разумеется:-)).
  • Нам понадобится подставка (под ногу). Использование подставки крайне важно при обучении гитаре. Подставку можно легко приобрести в любом музыкальном магазине. К слову, подставки бываю 2 видов (принципиально разных): под ногу и которые крепятся к корпусу гитары с помощью присосок. Считается что для начинающих гитаристов лучше первый вариант (более устойчивый). Второй - лучше для спины, т.к. обе ноги при этом находятся в одинаковом положении, что снижает нагрузку на основание позвоночника. Я предпочитаю 2-й вариант (на иллюстрациях я использую 1-й, а вот здесь - второй).
  • Потом, я не совсем понял по вашему видео, какие струны вы используете, металлические или нейлоновые. Нам понадобятся нейлоновые струны, например, Dadario (среднего или высокого натяжения).
  • Ну и последнее, что, в отличии от предыдущих аксессуаров пока не обязательно, но, так, на всякий случай, было бы не плохо иметь: пульт для нот. Его можно так же приобрести в музыкальных магазинах, он нужен для того что бы было удобно заниматься с нотами.
  • Про остальные аксессуары, вроде тюнера и метронома я пока молчу :-))) Это уж совсем не к спеху. Но, если будете серьезно заниматься, рано или поздно, они тоже станут актуальными.
  • Для начала, можете пользоваться тем что есть :-) В качестве подставки вполне сгодится стопочка книг или коробка.

P.P.S.

Первый урок

Еще такой момент: это только первый урок, он получился достаточно насыщенным в плане информации, при том что мы на нем, в общем-то, ничего и не изучили :-))) Поэтому, если, вдруг что-то не будет сразу запоминаться - ничего страшного. Работайте так как получается, главное чтобы хотя бы какая-то часть информации была усвоена и вы начали двигаться в правильном направлении. Т.е. это - только начало, будет намного сложнее :-)))
И конечно, если у вас вдруг появятся вопросы - пожалуйста, спрашивайте! :-) Вопросы будем публиковать на сайте в формате "вопрос-ответ". Ваши домашние работы тоже все будут опубликованы :-)))
Урок подготовили:
В роли преподавателя: Алексей Отраднов
В роли ученика: Ирина (г.Краснодар)
В роли фотографа: Татьяна Отраднова
Минск 7.11.2009
Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович