Гитарное священнодейство

Соприкосновение со звучанием гитары, инструмента интимного и неповторимого по своему тембру и музыкальным краскам, способного издавать звуки с тончайшей нюансировкой и яркой обертоновой палитрой, часто создаёт атмосферу таинственную, нереальную.

Так случилось и 11 мая 2010 года, когда Белгосфилармония предложила своим слушателям концерт замечательного исполнителя Павла Кухты. Исполнителя, которого многие по праву считают одним из ярчайших представителей гитарного искусства Беларуси, о чём свидетельствуют его недавние успешные выступления на конкурсах Сербии, России, Украины, приглашения в качестве члена жюри на различные гитарные фестивали, а также активная концертная деятельность в Беларуси, Франции, Польше, Австрии, России и частое появление в белорусских теле- и радиопрограммах.

Павел Кухта - сольный концерт в Малом зале им. Г.Ширмы 11 мая 2010г

И хотя это был далеко не первый сольный концерт Павла на сцене Белорусской госфилармонии, уникальность этого выступления могли оценить слушатели, пришедшие в тот вечер в Малый зал им. Ширмы. Эта уникальность, прежде всего, проявилась в магнетической силе уже самого имени исполнителя. Филармония запланировала на 11 мая ДВА концерта ОДНОВРЕМЕННО – в Большом зале, где выступал симфонический оркестр Минского музыкального училища с масштабной и интересной программой, и в Малом зале, где проходило сольное выступление Павла Кухты. Завсегдатаи гадали, что будет, если вдруг Большой зал «оттянет» на себя часть слушателей, пришедших на гитарный концерт? Поначалу казалось, что так и происходит – за 20 и даже за 5 минут до выступления Малый зал был заполнен менее чем на четверть и пришедшие, вяло прогуливаясь в коридорах, занимать свои места не спешили. Но то, что случилось в последующие 5 минут было, по меньшей мере, удивительно: почти мгновенно зрители заполнили зал да так, что не осталось даже свободных мест – люди сидели на служебных, приставных стульях.

И вот, началось... Загорелись софиты, и на сцене, после краткого представления ведущей, появился и сам Павел Кухта. Сначала зрители услышали «Вариации на литовскую тему» В. Захарова. Интересно, что мелодия, избранная автором произведения в качестве основы для вариаций оказалась интонационно близка известной грузинской песне «Где же ты, моя Сулико?». Гитара в руках Павла непрестанно преображалась– то пела, то звучала подобно челесте, играя звеняще-мистическими оттенками.

«Большая увертюра» М. Джулиани явила совершенно иной образ, чего-то масштабного, что не всегда ассоциируется с гитарой (увертюра – преимущественно оркестровый жанр). Но в исполнении гитариста она захватила публику настолько, что та до конца первого отделения сидела словно заворожённая. Уже после этого произведения в зале не осталось даже тени сомнения, что происходит нечто невероятное. «Веницианский карнавал» Ф. Тарреги и Соната А. Хосе в исполнении Павла представили перед слушателями столь яркую галерею образов, что, казалось, ещё немного, и эти образы начнут материализовываться под силой чудодейственных звуков гитары. Во время выступления слушатели, наверняка, не раз ловили себя на мысли, что они не только получают удовольствие, но и проникаются самой сутью звучащего и каждым его оттенком.

Второе отделение концерта оказалось не менее завораживающим. Перед публикой предстали причудливые образы Фантазии «Кариока» и две его же милые «Акварели» – «Вальсиана» и «Токкатинья», бушующая «Зима» А. Пьяццоллы и загадочный «Around» Э. Танги. Особым украшением концерта стала пьеса Р. Диенса «Сон Козерога». Слушая её, возникало ощущение, что находишься где-то далеко-далеко, а перед тобой возникают такие наивные и ностальгически трогательные картинки из детства...

Павел Кухта - сольный концерт в Малом зале им. Г.Ширмы 11.05.2010г

Неудивительно, что столь проникновенное исполнение каждого произведения вызывало у публики овацию. Слушатели по нескольку раз требовали исполнителя на поклон. И, конечно же, без исполнения «на бис» не обошлось. Для этого случая Павел предложил пьесу Э. Сати «Гносин №1». Мягкая, чарующая, немного экзотичная мелодия звучала в зале, и создавалось впечатление, что гитара еле-еле сдерживает рыдания, постепенно переходящие в стон, и, медленно всхлипывая, затихает...

В течение всего концерта публика ощущала колоссальную энергию, которую вкладывал исполнитель в каждое произведение, заставляя переживать каждый звук его завораживающей гитары. Могу с полной уверенностью сказать, что концерты, подобные этому, у нас случаются крайне редко. Нечасто ты становишься свидетелем того, как теряется грань между музыкой, исполнителем и слушателем, всё превращается в единое целое, связанное невидимыми нитями великого Искусства. Такой поистине магический эффект хотелось бы пережить ещё и не один раз!

Сольный концерт Павел Кухты в Малом зале им. Г.Ширмы 11.05.2010г. После концерта.

Парфенюк Игорь. Музыковед.


Биография Павла Кухты

Раздел форума, посвященный творчеству Павла Кухты

Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович