«Девятый вал» гитарного искусства (рецензия на сольный конерт Павла Кухты 15.06.2009 в Белорусской государственной филармонии)

15 июня 2009 года в Малом зале Белорусской государственной филармонии состоялся замечательный и уникальный в своём роде на территории нашей Родины концерт гитарной музыки. Пафос этих строк не случаен, ведь не слишком часто, да и что таить, практически по «чайной ложке в год» толерантные белорусы имеют возможность услышать сольное выступление профессионального музыканта-гитариста. Конечно, не нужно забывать о «гастролирующих» иностранцах ближнего и дальнего зарубежья, среди которых не то, что сольные выступления, но и даже ансамбли гитаристов звёздно мелькали на сценах… Однако, гитаристов, представляющих белорусскую гитарную школу на большой сцене, видеть и слышать хотелось бы почаще. Надеемся, да нет, мы просто уверенны, что наши чаяния увенчаются положительным результатом! Профессиональные музыканты очень желательны в сфере гитарного искусства. Так что, на сегодняшний день любой концерт с определением «гитарной» да ещё «классической» (в смысле «образцовой») и «серьёзной» музыки, несомненно, актуален. Вот, собственно, начало к рассуждениям об июньском вечере гитарной музыки. Главный вопрос: «Быть или не быть, звучать или «шептать» профессиональной гитаре в Беларуси». В подробностях разбирался Солист вечера - Павел Кухта. Специальный репортаж с места музыкальных действий только для наших читателей.
«Виновником» торжества оказался не просто ОН!!!! - упомянутый Павел Кухта, а талантливый музыкант-гитарист, магистрант Белорусской государственной академии музыки, лауреат международных конкурсов, стипендиат Специального Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, преподаватель Минского музыкального училища, Минского колледжа искусств…(официальные регалии столь обширны, что им можно посвятить отдельный очерк – обязательно смотри программку концерта в конце статьи). Его имя и фамилия постепенно набирают вес, и уже почти имеют статус «визитной карточки» Беларуси Гитарной (да простит нас читатель за именование нашего государства).
Очередной концерт П.Кухты стал «девятым валом» в его учебной жизни (так же мощно и высоко как у Айвазовского). Приоткроем тайну зрителям, наслаждавшимся его игрой. Секрет в том, что этот вечер музыки был одновременно выпускным магистрантским экзаменом по специальности (Ага! Так вот почему он так старался!).
Павел подтверждал своё мастерство в двух отделениях концерта (представьте себе, совладать с гитарой в течение целых двух часов!). В программе прозвучали сочинения авторов разных стран: Австрии, Польши, Испании, Аргентины, Кубы, Франции, которые были представлены такими именами, как Йохан Каспар Мерц, Йозеф Свидер, Франсиско Таррега, Альберто Хинастера, Лео Брауэр, Сержио Ассад, Телониус Монк, Джанко Рейнхардт, Астор Пьяцолла. Знаменательным было для белорусов услышать музыку современного белорусского композитора-гитариста из г.Гродно - Владимира Захарова (кстати, преподавателя Павла в музыкальном училище). Лаконичные, окрашенные национальными красками, зарисовки «Прелюд и фугетта на славянские темы» открывали программу и, оставив чувство гармонии, полной ясности музыки, настроили слушателя на дальнейшее восприятие (это пригодилось, потому что дальше звучали не совсем ясные и простые для уха композиции. Шутка…с долей шутки).
В концерте прозвучал «звуковой микст» различного толка: классико-романтического склада, «гитары в джазе», фольклорных ноток и авангардных устремлений. Солист, что очень ценно, стильно охватывал музыкальный материал, предоставляя слушателю каждое произведение в присущей ему манере. Свободно ориентируясь в различных стилях, П.Кухта раскрыл свой профессиональный уровень художника-интерпретатора (это как изобрести машину времени и путешествовать в разных временах, слушая всё в реальном времени). Художественная трактовка органично сочеталась с композиционно-технической стороной сочинений (н-да, что-то сложновато вышло, но так требует высокое искусство).
Особенностью репертуара концерта явилось доминирующее положение современной музыки. Надо отдать должное исполнителю (что ж, отдаём) за предоставление уникальной возможности слышать сложные полотна музыки XX – XXI веков. Технические «заковырки» в способе воспроизведения самого звука, иногда прямо шокирующего откровенными ударами по инструменту (ну, не молотком, конечно же; в данном случае рукой), или наоборот, тончайшая нюансировка, заставляющая дослушивать обертоны «третьим ухом» (у кого оно есть) - всё это мастерски ярко было отражено в исполнении солиста. Ритмические и метрические «ловушки» были завуалированы непринуждённостью игры так, что не улавливались слушателем и позволили публике в целом погрузиться в музыку, а не в «разбор полётов» (не в процесс анализа самой игры, как это бывает от скучного исполнения).
Раскроем вам один из важных творческих принципов П.Кухты, касающихся его исполнительской эстетики (это большой секрет, о нем сам П.Кухта не знает). Исполнительство музыканта находится в ключе европейской пунктуальности, точнее «аккуратности», а ещё точнее – рафинированности эмоционального выражения. Славянские корни, с их «варварским», безудержным темпераментом остаются где-то в глубине (глубоко на столько, что прямо-таки не достать). Отсюда, приоритет в звучании акварельных по составу и цветовой «прозрачности» красок, нежели густого масляного, насыщенного теплотой колорита. Возможно, поэтому в моментах тишайшей динамики мелодия часто «проговаривает ритм» в динамике, но не «поёт», не «интонирует» в высшем напряжении переходов энергии одного звука к другому. Устремления П.Кухты к объективному звучанию музыки, как нам показалось, часто, словно не дают «выплеснуться» в полной мере эмоциональному градусу произведений. Его гитара окружена магическим щитом – регулятором степени проявления чувств. Дорога, которой следует П.Кухта, типична для культуры Беларуси - «перекрёстка» европейских влияний с восточно-славянскими реалиями. Павел предлагает интеллектуальное racio с тактичным, «осмотрительным» emocio. В таком контексте оправданы филигранность исполнения и тонкий барометр эмоциональной шкалы (так что, Павел, ты молодец, тебе отлично).
В завершении концерта «на бис» Павел сыграл очаровательное по музыке танго «El Choclo», написанное Angel Villoldo (по-русски проще – Анхелем Вилольдо) и аранжированное знаменитым Р.Диенсом. Зал в очередной раз разразился шквалом аплодисментов, публика вновь стоя приветствовала исполнителя. Множество цветов, улыбок, поздравлений и слов благодарности, а также высокая оценка комиссии были наградой за огромный, можно сказать, титанический труд музыканта. Эмоциональный «всплеск» славянской души в полной мере проявился у исполнителя в тёплых, сердечных словах, высказанных им в адрес его родителей Евгения Иосифовича и Ольги Викторовны, и педагога - концертирующего музыканта, доцента Евгения Гридюшки. В непринуждённой обстановке долго слышались поздравления друзей и коллег.
В итогах репортажа, скажем, Павел Кухта – молодой перспективный музыкант, который своей деятельностью декларирует: «Профессиональному белорусскому гитарному искусству нужно звучать в полную силу!».
Очерк из программы (цитата, то есть списано):
«Павел Кухта является лауреатом более десяти международных конкурсов: 2002 г. – Кутна-Хора (Чехия) – III премия; Грыфице-Тшебятув (Польша) – I премия; 2004 г. – Крыница (Польша) – I премия, а также конкурсы в России и Австрии. Одна из последних побед (надеемся, всё же не последних) на конкурсе им Дж. Дюарта в Австрии подарила музыканту возможность сыграть серию концертов в Америке, Мексике, Швейцарии. Победа на конкурсе в Австрии обернулась ещё одним приятным сюрпризом (да уж и работёнкой не совсем лёгкой) – записью сольного компакт-диска в Вене (да-да, а мы совсем упустили это, потребуем диск-то). Совсем недавно гитарист в очередной раз стал лауреатом престижного Международного конкурса, посвящённого Лео Брауэру во Франции (он, между прочим, живёт и здравствует, помогая до сих пор гитарному репертуару обновляться и в XXI веке). Музыкант Павел Кухта был удостоен II премии и Приза зрительских симпатий (наверно, потому что симпатичный)».
Рецензию подготовили аспиранты Белорусской государственной академии музыки Дмитрий Борисюк и Екатерина Фёдорова.
Р.S. Просим не принимать близко к сердцу заметки нашего курсивного шпиона. Статья без них - совсем с другим вкусом.
Дополнительные материалы: видео с концерта, фотографии с концерта
Сайт работает на движке BlogEngine.Net
Дизайн: Mads Kristensen, Mooglegiant
Copyright © 2009-2022 Гитара.By
Создание и поддержка сайта:
Татьяна и Алексей Отрадновы
Создание и поддержка форума:
Павел Киевлякис, Сергей Буров
Статьи и интервью:
Ольга Киевлякис, Максим Цеханович